Архыз, как православный центр Кавказа

река Архыз

Православные памятники Карачаево-Черкессии

Карачаево-Черкессия славится многими достопримечательностями, в том числе православными памятниками.

Зарождение христианства на Кавказе

Началом зарождения христианства на Центральном Кавказе считается приход аланов из Центральной Азии в долину реки Большой Зеленчук. Основав здесь свое государство, пришельцы приняли христианство и остались здесь на 150 лет.

Судя по наскальному изображению Христа, десяткам часовен, надгробным плитам с крестами, дошедших до наших времен, развилинам монастырей и величественных храмов, можно говорить о том, что территория Архыза, начиная от станицы Зеленчукской и до предгорий Кавказского Хребта – это христианский центр.

Аланское государство: история становления

Проходивший по территории Великий Шелковый путь, соединявший Китай с Византией, оказал большое внимание на становление аланского государства.

Жившие аланы следили за безопасностью и порядком на этом участке пути. Уже в середине VI века Византия рассматривала Аланию в качестве торгового партнера китайских, иранских и византийских купцов. Аланов причислили к «друзьям Христа», а их царя Саросия стали считать сторонником Византии.

Византия предпринимала попытки обратить алан в христианскую веру. У правителя Алании в VII веке было христианское имя Григорий, в связи с чем в Константинополе его назвали «истинно христолюбивый».

Не удалось аланам избежать зависимости от хазар, и только в IX-X веках им удалось приобрести независимость, воспользовавшись моментом ослабления Хазарии. Начатый в VI веке процесс принятия христианства в 916 году достиг своего пика. В присутствии константинопольского патриарха Николая аланы приняли массовое крещение в Нижнем Архызе, а во главе церкви стал архиепископ.

В ХII веке татаро-монголы начали завоевывать Аланию. Феодальная разрозненность и междуусобные войны князей ослабили государство, и, несмотря на упорное сопротивление врагам, завоеватели сумели одержать победу.

Проходили столетия, сменялись эпохи, христианские храмы пришли в запустение или использовались не по назначению.

Возрождение христианских святынь

Из письма иеромонаха Серафима к Епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру, которое он написал в 1987 году, стало известно, что жители мусульманской и магометанской веры используют христианские храмы, как загон для скота, оскверняя древние святыни.

Это письмо положило начало возрождению христианский храмов, расположенных в долине реки Зеленчук. По разрешению Святейшего синода был учрежден монастырь из надела казенных и казачьих земель.

Восстановление разрушенных святынь и возведение новых храмов проходило под патронатом Владыки Владимира, который с особым интересом следил за находками древних святынь. Для их хранения на территории монастыря открыли отдел, в котором хранились монастырские древности, а их охрана и систематизация была поручена человеку. По мере разрастания монастыря росла и его популярность среди верующих христиан. Много отшельников начали селиться вокруг храма. Жильем для них стали кельи-пещерки, расположенные в близлежащих к монастырю скалах.

Со временем под покровительство монастыря вошли Сентинский и Шаонинский храмы, находящиеся в долине реки Тиберды, которые были построены в одно время с храмами Архыза.

Новые испытания

Размеренная жизнь и развитие монастыря было нарушено октябрьским переворотом в России. Борьба новой власти с «мракобесием» привела к закрытию монастыря, которое сопровождалось жестоким убийством трех монахов, грабежом и уничтожением икон, утвари, предметов обихода.

Здания монастыря превратили в колонию для несовершеннолетних, позже монастырь стал домом для детей-беженцев из блокадного Ленинграда, в мирное время здания монастыря были приспособлены под туристическую базу для детей.

В настоящее время монастырь является частью Карачаево-Черкесского историко-археологического музея-заповедника.

Памятники аланского христианства

В 1999 году был обнаружен лик Христа, выполненный по христианскому канону. Изображение на плоской песчаниковой скале вызвало много споров по поводу времени написания.

Одни ученые относят его к эпохе становления христианства в этом регионе (IX-X век), а оппоненты считают, что написание лика принадлежит монахам или отшельникам, проживавшим в монастыре в 19 веке.

Справа по течению реки Большой Зеленчук, на высоте 1150 метров находится Нижне-Архызкое городище. Это крупнейший памятник аланского христианства, который располагается на площади около 100 гектаров. На этой территории стоят три храма Северный, Средний и Южный (Ильинский), построенные абхазо-грузинскими зодчими в IX-X веке.

Северный храм

Это самый монументальный христианский храм на Северном Кавказе высотой 20 метров, находится в конце долины. В свое время он располагался в центре поселка и был резиденцией аланских митрополитов. Во время раскопок вокруг храма были обнаружены остатки древних захоронений, нескольких церквей, а также найдены серьги, перстни и другие предметы.

Средний храм

Служил местом многолюдных богослужений. Храм находится на северно-восточной окраине городища. Тщательно обработанные большие плиты, соединенные известковым раствором, из которых построен храм, хорошо сохранились до нашего времени.

Южный храм

Ильинский храм назван в честь пророка Ильи, он находится среди жилых зданий городища. Высота храма достигает 8 метров. В конце 19 века в храме произошли архитектурные обновления и изменения, а в 1991 году здесь возобновились богослужения.